О пиратах и заработках на литературном поприще

Очередная вспышка эпидемии жарких баталий вокруг насущной проблемы пиратства, начавшаяся на сей раз с заметки Макса Далина «Да сохранят пиратов небеса!…», не думает кончаться, а начинает принимать масштабы очередного всепланетного бедствия. Вот уже появились дополнительные статьи по теме: Любви Пушкарёвой «О пиратах и сетевых библиотеках или «отделите зёрна от плевел»», Константина Бояндина «Статья об исключительности, или Анафема пиратам» и Алекса «Пираты: прогноз ситуации». Возможно, есть ещё, просто я о них не знаю. Данную тему весьма активно перетёрли ещё в прошлом, 2011-м году в связи с неким «Письмом Президенту», поднявшем в сети довольно серьёзную бучу. В прошлый раз народ разделился на два противоборствующих лагеря — обиженные писатели, чьи произведения растаскивают по пиратским библиотекам, и не менее обиженные, возмущённые читатели, сетующие на то, что им продают одно сплошное барахло. Нынешний год несколько отличается от предыдущего тем, что теперь на сторону пиратов перекинулись и некоторые писатели, которые утверждают, будто пишут для идеи и чтобы остаться в веках, а пираты им в этом лучшие друзья и помощники. Но оставим пока мнения заинтересованных сторон в покое и рассмотрим саму ситуацию с пиратством и книжным рынком. Скажу сразу — я в этом деле не специалист, судить могу только по личным наблюдениям и статьям других интересующихся. А в чём, собственно, проблема? Проблема в том, что люди, считающие себя писателями, хотят, чтобы им за их деятельность платили. «Труд должен вознаграждаться» — таков основной тезис открытого письма писателей Президенту от 2011 года, этот же тезис нет-нет, да звучит и сегодня. Нужен этот труд кому-то, или нет, и насколько нужен — дело, видимо, десятое, а во всём виноваты пираты, это из-за них писатели не могут со своего нелёгкого труда безбедно существовать, и вынуждены подрабатывать на так называемой основной работе. Но так ли обстоят дела? Давайте попробуем разобраться. Писателей нынче очень много. Об этом говорили и продолжают говорить, но, видимо, не все слышали и не все поняли, поэтому, на всякий случай повторю. От имеющегося нынче на одном лишь СамИздате количества писателей и произведений у читателя разбегаются глаза. Он просто физически не в состоянии не только прочитать всё, чем богаты нынешние сетевые самиздаты, но даже полноценно просмотреть и выбрать то, что ему более всего подходит. В итоге с произведениями знакомятся по принципу кому что попалось, а наиболее интересное выбирают уже из попавшегося. Таким образом, у каждого отдельного писателя довольно маленькая аудитория, ведь все остальные читатели до него не дошли, застряли у других, которые, скорей всего, ничем не хуже. Кроме того, многие почему-то забывают, что люди просто стали меньше читать. Неизвестных авторов покупают не охотно. Те, кому в стол не пишется, выкладываются в процессе написания на тех же самиздатах. Многим читателям может с лихвой хватить и одного прочтения, и покупать при таком раскладе они не захотят. Купить попробуют те, кто не успел прочитать в сети (вот этих покупателей, если им не нужна бумажная версия, очень даже могут увести пираты). Некоторые люди пока ещё не любят читать с монитора и ждут, что заинтересовавшая их вещь появится в бумаге. Но, с появлением электронных читалок, они в скором времени будут избавлены от подобных ожиданий. Выгодно ли издателям охотиться за пиратами? Скорее нет, чем да, ведь пираты — существа изворотливые, закроешь один сервер, они объявятся на каком-нибудь другом, заблокируешь один адрес, они с другого выйдут, и за ними следить нужно постоянно, как постоянно обновляются вирусные базы данных и СПАМ-списки почтовых серверов. Это значит, требуется постоянный штат работников, которые будут этим заниматься (либо специально разработанное для данных целей ПО, которое тоже кто-то должен написать, а далее — отлаживать и совершенствовать). Кроме того, принятие мер требует законных оснований — то есть, доказательства факта нарушения чьих-либо прав, то есть — работы юристов и экспертов, что тоже весьма не просто. В такой ситуации издательствам выгоднее ориентироваться на ту публику, которая не знакома с Интернетом, либо желает приобрести нечто бумажное и материальное, чтобы поставить себе на полочку. Если последить за сетевой жизнью, то можно видеть: действительно находятся люди, читающие только с бумаги или желающие пополнить понравившейся книгой свою домашнюю коллекцию. Но много ли их в век победивших информационных технологий? Скорей всего — нет. Да и далеко не каждая прочитанная книга может претендовать на то, чтобы стать любимой, некоторые читаются только один раз и с монитора. Вспомним — что писателей много, этот фактор работает в сети, он же действует и на рынке бумажных книг. Придя в магазин и впав в замешательство от непередаваемо-большого ассортимента всевозможных книг, покупатель просто физически окажется не в состоянии перебрать их все. На то, будет ли куплена книга, скорей всего повлияют такие факторы, как оформление, название и расположение книг на полках магазина. А продавцу (издателю) в такой ситуации без разницы, что продавать, и кто это купит. Главное — чтобы купили. И опять то, о чём много раз говорили: издатель никогда наверняка не знает, что именно и как будет раскупаться, поэтому бьёт по площади: издаёт всякого и понемножку, что-нибудь, как-нибудь да разойдётся. Либроманы, читающие всё подряд — класс потребителей, заинтересованный в как можно большем количестве разнообразных книг и авторов, но именно они на книжном рынке погоды не сделают, потому, что просто не в состоянии оплачивать всё то, что читают, а устанавливать специально для них цены меньше себестоимости никто не будет. Есть, конечно, такая вещь как электронная версия книги, которую тоже можно продавать, и себестоимость электронки, надо полагать, может быть достаточно низкой. Но тут возникает вопрос — а как её оценить? Продавец, будь то издатель или автор, заинтересован продать свой товар как можно дороже, по крайней мере, той категории лиц, которая готова за этот товар дороже заплатить. Скорей всего, таких ценителей будет не много, а вот множество других читателей, которые бы купили ту же книгу по более низкой цене, предпочтёт поискать себе что-нибудь другое, что реально будет стоить дешевле. Ну и последнее, что касается потребителей — часто от них приходится слышать жалобы, что они остались недовольны качеством приобретённой продукции. В сложившихся условиях, надо полагать, зарабатывать писательством могут лишь те, кто способен написать действительно что-то выдающееся и очень интересное очень широкому кругу лиц. Этих писателей будут покупать независимо от того, есть пираты или нет их. Но коли пираты есть, то часть прибыли у широко востребованных писателей они срезают, потому что при всём уважении к честным людям, любителей халявы тоже никто не отменял. Вредят ли пираты малотиражным или малоизвестным авторам? Сторонники пиратства утверждают — что ничуть, напротив, пираты делают им рекламу. Вопрос неоднозначный, потому что с одной стороны, малотиражные и малоизвестные авторы могут выкладываться на самиздатах, где читатели смогут ознакомиться с их творчеством бесплатно и захотеть приобрести бумажную версию или перечислить деньги автору на счёт. С другой стороны, дело в том, что пиратские библиотеки Либрусек и Флибуста — это довольно известные и посещаемые литературные площадки. Причины их популярности понять не трудно. На них есть чуть ли не всё. Поэтому среднестатистическому обывателю куда удобнее помнить адреса этих гигантов, чем кучу мелких разрозненных магазинчиков с весьма ограниченным ассортиментом и самиздатов, больше похожих на братскую могилу и не располагающих удобными к прочтению форматами fb2, rtf и epub. И если кто-то из завсегдатаев пиратских библиотек и находит что-то новое за их пределами, то тут же потащит на любимую площадку именно из соображений удобства и централизации. Понятно, что для читателей пиратские библиотеки — просто находка: всё в одном месте, и всё можно достать, что-то бесплатно, что-то за плату — но оно ЕСТЬ! Это в книжном магазине может не быть Громыко или Роулинг, потому как раскупили, на легальном Литресе их тоже может не быть, потому как у магазина нет договора с правообладателями. Но в пиратских библиотеках всё это есть именно потому, что пиратским библиотекам никакие договоры не нужны. Читателям удобно, но удобно ли авторам? Вот что интересно, некоторым авторам действительно удобно, так удобно, что они дают весьма высокую и положительную моральную оценку пиратской деятельности, и изо всех сил стараются изобразить своих друзей и товарищей в белом свете: дескать, пираты и все их пожелания учитывают, и их книжки по первому требованию из пиратских библиотек снимают. Выкладывают они их, конечно, без спросу, но всегда очень кстати и очень вовремя, да ещё и за авторов проводят вычитку и конвертацию в форматы для электронных читалок. А главное — пираты дают этим авторам известность и дорогу к широкой аудитории читателей. Вот только при этом умалчивается, что блага и удобства одних авторов достигаются за счёт причинения неудобств другим авторам, чьи тексты размещены в пиратских библиотеках против их согласия. Ладно, поскольку уж пиратки существуют, и поскольку в них всё равно рано или поздно текст имеет все шансы попасть, может быть слишком стрёмно осуждать людей, решивших в них пиариться. Хотят — пусть пиарятся. Но, хм… Как-нибудь так, чтобы не особо вредить тем, кто такого пиара не хочет. Но ведь сами принципы, на которых основывается доступ к книгам в пиратских библиотеках, подталкивает читателей к тому, чтобы рыскать по сусекам и тащить оттуда всё, что только попадётся и сойдёт за книгу, и черновики, и тексты без концовок, и труды начинающих, за которые этим начинающим потом может быть стыдно. От этого неудобно и авторам, у которых таскают тексты (не важно, сырые или дописанные), от этого неудобно и читателям, которым черновики и книги без концовок порой продают за деньги (были случаи). Какую моральную оценку дают сторонники пиратов подобным явлениям? Опять же, положительную. Одни утверждают, что совершенствовать писательские навыки и доводить нетленки до ума надо в закрытом кругу доверенных лиц, а не в сети (и не важно, есть у Вас этот круг, или насколько реально его обрести); другие же прямо заверяют, что им и вовсе на кого бы то ни было наплевать. Вот такая вот романтика с большой дороги в эпоху победившего эгоизма. И всё же, может ли проблема пиратства быть решена? Теоретически, такое решение видится в создании некого единого централизованного каталога, дающего ссылки на все остальные легальные ресурсы. Но проблема опять же упирается в то, что этим должен кто-то заниматься, поддерживать в порядке, а нужно это удовольствие, похоже, только авторам, и то не всем. Да и в любом случае, в такой системе так же будет далеко не всё: наверняка какие-нибудь авторы захотят вообще убрать свои произведения из доступа. Навсегда. Вот и получается, что для потребителя нет лучшей находки, чем пиратская библиотека, не смотря на некоторую анархию с черновиками и книгами без концовок. Ну и напоследок. Если же автор хочет зарабатывать деньги, то прежде всего он должен научиться хорошо и качественно писать то, что действительно нужно и интересно другим, а не себе самому и узкому кругу фанатов. И более того — научиться делать это намного лучше других.



Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>